Независимая экспертиза рыбопродукции защитит на внешних рынках

Рыба Проведение добровольной экспертизы рыбопродукции может уберечь компанию от убытков

«Оправил в Китай на транспорте 160 тонн рыбы. К сожалению, в пути рыба была, видимо, дефростирована. В итоге получатель груза остался недоволен качеством продукции и подал на меня в суд. Два месяца мне пришлось доказывать, что я ему оправил рыбупродукцию нормального качества. Потом я и покупатель пытались предъявить претензии транспортной компании. Но доказать их виновность не смогли. Транспортное судно пришло в срок, а то, что температурный режим не был соблюден и рыба «потекла», я не смог доказать, так как представитель транспортной компании заявил, что он принял ее в таком виде на борт».

Это типичный случай, который обсуждался на одном из рыбацких форумов. Рыбаки и торговые компании, часто несут значительные финансовые убытки потому, что рыба является скоропортящимся товаром, а транспортировать ее приходиться на тысячи километров от района промысла.

Как правило, почти все перевалочные операции с партиями свежезамороженной рыбопродукции совершаются вручную. Поэтому ящики и мешки с рыбой могут терять товарный вид, рыба в них может обламываться или раскалываться.

В то же время большая часть рыбы уходит на внешние рынки. Иностранные покупатели требуют от российских рыбодобывающих компаний соблюдения стандартов качества и характеристик продукции, прописанных в контрактах. Поэтому российским компаниям приходиться доказывать, что качество их продукции такое же, как и в тот момент, когда рыба уходит с борта рыболовецкого судна. Но сделать это бывает не так просто, так как с этой продукцией уже работали другие предприятия.

Решение этих проблем нашли еще во времена СССР. До 1991 г. в стране существовали (и успешно работали) региональные управления по контролю экспортных грузов Минвнеш-экономсвязей СССР. Основной задачей этих организаций было осуществление контроля за качеством продукции, поставляемой за рубеж, и, как следствие, предотвращение потери государством валютной выручки в случае поставок за границу некачественных товаров. Затем в стране произошла демонополизация внешней торговли, государственные региональные управления по контролю экспортных грузов были упразднены, а коллективом управления было создано акционерное общество «Дальневосточная Экспертиза». Одним из основных направлений деятельности компании стала независимая экспертная оценка рыбопродукции.

«Сегодня проведение экспертизы при подготовке продукции к поставке на зарубежный рынок в обязательном порядке не требуется, но это можно сделать в добровольном порядке, - рассказывает генеральный директор ЗАО «Дальневосточная экспертиза» Александр СТРИКУН. - Практика показывает, что в последние годы рыбодобывающие и торговые компании предпочитали экономить на этой статье расходов. Между тем, ситуация меняется. Руководители компаний уже столкнулись с тем, что иностранные покупатели российских биоресурсов начинают снижать цену, мотивируя это тем, что качество продукции при транспортировке ухудшилось. При этом российские предприниматели не могут доказать в международных судебных инстанциях свою правоту. Так как документы, которые выдают рыбакам государственные структуры, часто не признаются в арбитражных судах других стран».

Проведение независимой экспертизы и выдача соответствующего акта в дальнейшем может уберечь компанию от незапланированных убытков. Ведь сегодня ЗАО «Дальневосточная Экспертиза» (тел. (4232) 40-31-22) - одна из немногих экспертных компаний, чьи акты экспертиз принимаются как весомая доказательная база при экономических спорах между компаниями, зарегистрированными в разных странах. Также акт экспертизы поможет отстоять свои права тем, кто работает внутри страны и отправляет рыбу различными видами транспорта в другой регион.

Есть еще один важный момент. Все ожидают, что в ближайшие годы Россия все же вступит во Всемирную торговую организацию (ВТО). По крайней мере, президент России Дмитрий МЕДВЕДЕВ недавно заверил всех, что дело сдвинулось с мертвой точки. Вступление потребует от нас приведения многих экономических процессов в соответствие с порядком и правилами, установленными в этой международной организации. Для контроля за их соблюдением в ВТО создана Международная федерация инспекционных агентств (IFIA).

После вступления в ВТО России придется создавать комитет (а по сути, реанимировать советские управления) по предотгрузочным проверкам, особенно по контрактам, контролируемым правительством. Такие комитеты по требованиям ВТО создаются во всех странах третьего мира. Вступив в ВТО, страна обяжет своих предпринимателей делать экспертизу тех видов экспортных грузов, которые сейчас чаще всего уходят за рубеж с нарушениями.

«Цивилизованная» схема поставок за рубеж такова: продавец, заключая договор на отправку груза, обязан нести расходы, связанные с операциями по проверке товара, подготовленного к отправке, и предоставить покупателю акт экспертизы. Если у покупателя после получения груза возникают претензии к качеству товара, он нанимает вторую, независимую, экспертизу. При наличии в договоре пункта о независимой экспертизе все разногласия, возникшие по поводу несоответствия качества продукции, разрешаются через суд.

У нас в стране, к сожалению, эта схема пока не работает: «цивилизованного» рынка в России нет. Компании несут убытки вследствие того, что при погрузке никто ничего квалифицированно не досматривает. В результате в адрес грузополучателя иногда уходит брак, что приводит к потере партнеров либо к снижению цены для российской компании. Так часто бывает в лесной отрасли. Японские и китайские компании через свои экспертные комиссии признавали наш лес бракованным и снижали цену, даже если лес был хорошего качества. Отсюда сложилась практика оплачивать российский экспорт на 80% от стоимости партии, а 20% - после проверки качества в Японии независимой экспертизой. Сегодня похожая ситуация может сложиться в рыбной отрасли. Но этого неутешительного сценария можно избежать. Достаточно только заранее подумать о защите своих интересов.

Источник: ZRPress.Ru

Документ создан: Еще нет. Изменен: Еще нет