Новое в административной ответственности за нарушения экологических норм

Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. N 380-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе по административным правонарушениям в области охраны окружающей среды, которые вступают в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, то есть с 01 апреля 2010 года.

В связи с чем, хочется разъяснить ряд наиболее важных моментов, затронувших изменения действующего законодательства, которые коснулись требований в области охраны окружающей среды, в том числе направленные на усиление административной ответственности.

Это было вызвано, прежде всего, тем, что на протяжении нескольких лет довольно существенно изменялось законодательство о землепользовании, водопользовании, лесопользовании, градостроительное, природоохранное законодательство. Где-то были изменены только формулировки или термины, где-то изменения коснулись самой сути требований.

Так, изменения в части формулировки содержания норм закона внесены в статью 7.10 КоАП РФ, которая будет предусматривать ответственность за самовольную уступку права пользования землей, недрами, лесным участком или водным объектом, а равно за самовольную мену земельного участка. Статью 7.16 КоАП РФ — незаконный отвод земельных участков на особо охраняемых землях историко-культурного назначения, до изменений предусматривалась ответственность за незаконное предоставление указанных участков, а поскольку отвод земельного участка это первоначальный этап предоставления земель в пользование, то фактически суть статьи не меняется.

Отличную от прежней формулировку будет иметь и статья 8.1 КоАП РФ, ответственность по которой будет наступать за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.

В данном случае поменялись такие термины как, территориальное планирование, градостроительное зонирование, планировка территории, архитектурно-строительное проектирование, вместо планирования, технико-экономического обоснования проектов, проектирования, добавились понятия капитальные ремонт и вывод из эксплуатации. Кроме того, с 01.04.2010 требования статьи будут распространяться на только объекты капитального строительства. А сами требования как были, так и остались сформулированы в главе VII «Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности» Федерального закона «Об охране окружающей среды».

В санкции ч. 1 статьи 8.37 КоАП РФ вместо лишения права охоты, предусмотрено наказание в виде лишение права осуществлять охоту.
Все эти термины давно используются в законодательстве, однако из-за расхождения формулировок в специальных законах и КоАП РФ на практике возникали проблемы при привлечении виновных лиц к административной ответственности за перечисленные нарушения. В связи с чем законодателем и были внесены изменения в указанные статьи. При этом санкции всех перечисленных статей остались прежними.

Но, в КоАП РФ внесено и ряд изменений существенно расширяющих административную ответственность в области охраны окружающей среды, о которых необходимо знать, чтобы не допускать нарушения закона.

Так, с 01.04.2010 в силу вступает новая статья 8.42 КоАП РФ, часть первая которой предусматривает ответственность за использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности и влечет за собой наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

Согласно ст.65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира, в границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. Ширина водоохранных зон и прибрежных защитных полос установлены в ст.65 Водного кодекса РФ, в зависимости от вида водного объекта и его размеров.
В границах водоохранных зон запрещаются:

  • использование сточных вод для удобрения почв;
  • размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ;
  • осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений;
  • движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.
    В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.

    В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются:

  • распашка земель;
  • размещение отвалов размываемых грунтов;
  • выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
    Несоблюдение указанных требований и влечет за собой административную ответственность по ч.1 ст.8.24 КоАП РФ.

    Частью 2 ст. 8.42 КоАП РФ предусмотрена ответственность за использование зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с нарушением ограничений, установленных санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

    Требования, за нарушение которых наступает ответственность по указанной статье закреплены в ст.18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и санитарных правилах и нормах: СанПиН 2.1.4.1110–02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26 февраля 2002 г.

    Внесены изменения и в статью 8.7 КоАП РФ, в 1 части статьи как и раньше оставлена ответственность за невыполнение требований по рекультивации земельных участков. Однако, добавлена часть 2 статьи, которой раньше не было, предусматривающая ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, которая влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей. Частично ответственность за нарушения указанных требований ранее предусматривалась ст.8.8 КоАП РФ, но ч.2 ст.8.7 КоАП РФ более детально регламентирует состав данного правонарушения.

    То есть, с 01.04.2010 данный состав расширен и административная ответственность будет наступать за гораздо более широкий круг нарушений, а не только за невыполнение требований по рекультивации земель. При этом с виновных лиц могут быть взысканы убытки, в том числе согласно Правилам возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, утвержденным постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 г.

    Расширен и состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.8. КоАП РФ, хотя из него и ушло часть нарушения в ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, и ст.8.8 КоАП РФ ответственность теперь установлена не только за использование земель не по целевому назначению или его неиспользование, но и за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.

  • Источник: Прокуратура Удмуртской Республики

    Документ создан: 14.03.2011 09:39. Изменен: 14.03.2011 09:39