Арбитражный суд: Амурское ТУ правомерно отказало ОАО «Коммунальные системы БАМа» в согласовании проекта НДС

Амурское территориальное управление Росрыболовства в ноябре 2011 г. и январе 2012 г. отказало ОАО «Коммунальные системы БАМа» (далее - Амурское ТУ, Общество) в согласовании проекта нормативов допустимых сбросов в р. Тында Амурской области, разработанного ОАО «Коммунальные системы БАМа».

Не согласившись с отказами, Общество обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края.

Посчитав, что претензии к Амурскому ТУ необоснованны, суд в вынесенном на прошлой неделе решении указал следующее.

Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 12.12.2007 № 333 была утверждена Методика разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей (далее – Методика).

В силу пункта 1 настоящая Методика разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей (НДС) не предусматривает разработку нормативов допустимых сбросов для радиоактивных веществ.

Как следует из материалов дела, основанием для отказа в согласовании ОАО «Коммунальные системы БАМа» Проекта нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов с хозяйственно-бытовыми сточными водами от выпуска г.Тында Амурской области явилось отсутствие в представленном на согласование Проекте сведений о наличии в р.Тында природных факторов, не поддающихся регулированию, в связи с чем, как посчитало Амурское ТУ, НДС аммоний-иона, железа и фенолов необходимо разрабатывать в соответствии с требованиями пунктов 1 или 9 Методики.

Пунктом 9 Методики предусмотрено, что если фоновая загрязненность водного объекта по каким-либо показателям не позволяет обеспечить нормативное качество воды в контрольном пункте, то НДС по этим показателям разрабатываются исходя из отнесения нормативных требований к составу и свойствам воды водных объектов к самим сточным водам.

Не соглашаясь с оспариваемыми отказами Амурского ТУ в согласовании ОАО «Коммунальные системы БАМа» Проекта нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов с хозяйственно-бытовыми сточными водами от выпуска г.Тында Амурской области, Общество указывает на то, что в данном случае НДС для загрязняющих веществ подлежит определению в соответствии с пунктом 1 Методики, в связи с чем, оспариваемые отказы Амурского территориального управления Росрыболовства не соответствуют положениям пунктов 25 и 1 Методики, а пункт 9 Методики к рассматриваемой ситуации не применим.

Как установлено судом, в представленном ОАО «Коммунальные системы БАМа» на согласование Проекте нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов с хозяйственно-бытовыми сточными водами от выпуска г.Тында Амурской области отсутствовали сведения о наличии в р.Тында природных факторов, не поддающихся регулированию.

Названные обстоятельства Обществом в ходе судебного разбирательства не оспаривались и не опровергались.

Следовательно, в рассматриваемой ситуации НДС аммоний-иона, железа и фенолов необходимо разрабатывать в соответствии с требованиями пункта 9 Методики.

Доводы Общества о том, что пункт 9 Методики в данном случае не применим, так как положения названного пункта направлены только на показатели состава и свойств воды водного объекта и не распространяются на химические вещества, какими являются аммоний-ион, железо и фенолы, для которых установлены нормативы ПДК, судом отклоняются.

Перечень веществ, для которых установлены нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, к которым также относится р.Тында, установлен в Приказе Росрыболовства от 18.01.2010 № 20 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения».

Пунктами 54, 344, 910 Приказа от 18.01.2010 № 20 определены нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения по показателям аммоний-ион, железо и фенол.

Ссылки Общества на то, что согласно пункту 3 Методики нормативы качества воды включают в себя показатели состава и свойств, то есть плавающие примеси, запах, привкус, окрас, реакция рН, минерализация, растворенный кислород, которые не имеют установленных ПДК р/х, а также включают в себя перечень предельно-допустимых концентраций ПДК (р/х), то есть химические вещества и их соединения, в которые входят железо, аммоний-иона, железа и фенолов, судом также отклоняются.

Приведенное Обществом содержание пункта 3 Методики не соответствуют редакции указанного пункта утвержденной Методики.

При этом в соответствии с пунктом 7 Приложения 1 к Методике плавающие примеси, запах, привкус, окрас, реакция рН, минерализация, растворенный кислород являются не составом, а свойствами воды.

Кроме того, действующая Методика предъявляет четкие требования к разработке нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, не допуская произвольного толкования ее положений.

Доводы Общества о том, что выраженные в оспариваемых письмах отказы Амурского ТУ в согласовании Проекта нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов с хозяйственно-бытовыми сточными водами от выпуска г.Тында Амурской области не соответствуют положениям пункта 25 Методики, в соответствии с которым фоновая концентрация химического вещества - расчетное значение концентрации химического вещества в конкретном створе водного объекта, расположенном выше одного или нескольких контролируемых источников этого вещества, при неблагоприятных условиях, обусловленных как естественными, так и антропогенными факторами воздействия, и кроме того, наличие дополнительного обоснования либо корректировки расчетов является нецелесообразным, так как фоновые величины уже учитывают все неблагоприятные воздействия, в том числе антропогенного характера, судом также отклоняются.

В указанной части необходимо учитывать положения пункта 9 Методики, в соответствии с которым, в числе естественных факторов, формирующих качество воды, рассматриваются факторы, не входящие в хозяйственное звено круговорота воды, включающее возвратные воды всех видов (сточные, сбросные и дренажные).

Также суд отклоняет ссылки Общества на то, что требование Амурского ТУ о необходимости достижения ПДК нарушает положения частей 2, 3 статьи 44 Водного кодекса РФ, в которых дан исчерпывающий перечень мест, в которых запрещены сбросы, в связи с чем, указанное требование, являясь технически неисполнимым, представляет собой косвенный запрет на сброс сточных вод.

Кроме того, в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов.

Помимо этого, следует отметить, что в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Водного кодекса РФ водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципе приоритета охраны водных объектов перед их использованием.

Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.

В силу пункта 1 части 2 статьи 39 Водного кодекса РФ водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать причинение вреда окружающей среде.

Природоохранные требования, предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности природопользователей, направлены на обеспечение экологической безопасности и сохранение благоприятной окружающей среды.

В соответствии с пунктом 21 Методики при расчете НДС для водохозяйственного участка величины НДС устанавливаются с учетом предельно допустимых концентраций (ПДК) веществ в местах водопользования, ассимилирующей способности водного объекта и оптимального распределения массы сбрасываемых веществ между водопользователями, сбрасывающими сточные воды. Ассимилирующая способность водного объекта - способность водного объекта принимать определенную массу веществ в единицу времени без нарушения нормативов качества воды в контролируемом створе или пункте водопользования.

Согласно пункту 24 Методики при расчете НДС необходимо учитывать технико-экономические характеристики производства, системы очистки, а также оборотного или повторного использования воды каждой конкретной организации.

В обоснование доводов о нарушении оспариваемыми отказами прав и законных интересов ОАО «Коммунальные системы БАМа», Общество указывает на то, что данными отказами нарушено его право на установление нормативов сброса в соответствии с существующим законодательством на уровне фоновой концентрации водного объекта, создание ситуации, при которой Общество будет являться нарушителем природоохранного законодательства, невозможность получения Разрешения на сброс загрязняющих веществ в Департаменте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу, повышенные ставки экологических платежей за негативное воздействие на водный объект и соответственно более высокие экологические платежи, невозможность разрабатывать природоохранные мероприятия ввиду недостижимости нормативов, которые понуждает установить Амурское ТУ.

Вместе с тем, в рассматриваемой ситуации исходя из показателей, отраженных в представленном на согласование Проекте нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов с хозяйственно-бытовыми сточными водами от выпуска г.Тында Амурской области, Общество пытается в нарушение вышеуказанных правовых норм минимизировать экологические платежи.

Источник: Амурское ТУ Росрыболовства

Документ создан: Еще нет. Изменен: Еще нет