Коллективные спасательные средства. Часть 2.

Устройства для спуска шлюпки на воду.
фотофото

 

 

 

 

 

Для спуска шлюпки с борта судна на воду и подъема ее на борт судна используются шлюпбалки - устройства, включающие в себя стрелы, опорные конструкции, шлюпочные тали и лебедку. Верхние блоки шлюпочных талей закреплены на ноках (верхних концах) стрел шлюпбалок. Между верхним и нижним блоками талей заведен растительный, синтетический или стальной трос - лопарь.

Крепление шлюпки к шлюпбалке.
Каждую шлюпку обслуживают две шлюпбалки, на талях которых шлюпка постоянно подвешена за откидные подъемные гаки. Шлюпки крепятся по-походному с помощью специальных оттяжек - найтовов, нижняя часть которых соединена с палубой. Для быстрой отдачи найтовы снабжены глаголь-гаком - складным крюком, откидной носок которого удерживается подвижным кольцевым звеном.
Спуск шлюпки складывается из двух этапов: вываливания, т. е. выноса шлюпки за пределы палубы судна, и вертикального спуска на воду. Вертикальный спуск всегда осуществляется травлением лопаря шлюпочных талей.
Для спуска спасательных шлюпок используются только гравитационные шлюпбалки, самопроизвольно вываливающиеся под действием веса шлюпки. Шлюпка вываливается либо поворотом стрел вокруг одного или нескольких шарниров, либо движением стрел вместе со шлюпкой на катках по направляющим.
фото

 

 

 

 

 

 

 


Одношарнирная шлюпбалка вываливает шлюпку поворотом стрелы относительно шарнира, совмещенного со шпором (опорным концом) стрелы, до упора на палубе.
У двухшарнирной шлюпбалки поворот верхней части стрелы продолжается относительно промежуточного шарнира.
Склоняющаяся и скатывающаяся шлюпбалки имеют катки, на которых стрелы перемещаются по направляющим опорной конструкции; у склоняющейся каток каждой шлюпбалки движется по своей направляющей, а у скатывающейся - по общей направляющей.
Спусковой механизм должен быть устроен так, чтобы его мог приводить в действие один человек с места, расположенного на палубе судна, а также из самой шлюпки. Спусковое устройство должно быть оборудовано тормозами, способными останавливать спуск шлюпки и надежно удерживать ее, когда она нагружена полным количеством людей и снабжения. Спуск шлюпки должен происходить только тогда, когда оператор воздействует на рукоятку тормоза. Если рукоятка отпущена, спуск прекращается.
Подъемно-спусковое устройство обеспечивает подъем спасательной шлюпки вместе с ее командой. Его запас прочности должен быть не менее шестикратного.
Тросовый спуск шлюпки.
Спусковое устройство со всеми относящимися к нему механизмами должно обеспечивать безопасный спуск спасательных и дежурных шлюпок с их полным снабжением при дифференте до 10о и крене до 20она любой борт как с полным количеством предусмотренных для шлюпки людей, так и без людей. На нефтяных танкерах, танкерах-химовозах и газовозах спусковые устройства должны обеспечивать спуск спасательных шлюпок с накрененного борта при конечном угле крена.
На грузовых судах валовой вместимостью 20 тыс. рег. т и более должна быть предусмотрена возможность спуска спасательных шлюпок на переднем ходу судна, следующего со скоростью до 5 уз, на тихой воде с использованием в необходимых случаях фалиней.
Шлюпки, спускаемые методом свободного падения.
фото

 

 

 

 

 

 

Спуск шлюпки методом свободного падения с наклонной площадки имеет определенные преимущества перед спуском с помощью шлюпбалок: при спуске шлюпка не подвержена ударам о борт судна; она может быть спущена на воду на ходу судна; после сбрасывания шлюпка удаляется от судна на значительное расстояние, чем уменьшается риск ее попадания в разлитые на в воде и горящие нефтепродукты.
Шлюпка, спускаемая методом свободного падения
При падении шлюпки и ударе ее об воду люди, находящиеся в ней, испытывают кратковременную перегрузку. Шлюпка оборудуется креслами, уменьшающими влияние динамических перегрузок на организм сидящих в них людей. Человек, находящийся в кресле, располагается спиной к направлению движения шлюпки при ее падении. Кресла подбиты мягким материалом для защиты туловища и бедер, снабжены подголовником и ремнями безопасности, которые должны надежно удерживать человека массой до 100 кг, даже когда шлюпка находится в перевернутом положении. Кресла не должны мешать работе со средствами приведения шлюпки в движение и другим оборудованием.
Не рекомендуется надевать спасательные жилеты до тех пор, пока шлюпка не будет спущена на воду.
Устройство, разобщающее шлюпку от наклонной плоскости, должно состоять из двух независимых систем, приводимых в действие изнутри шлюпки; оно должно быть защищено от случайного использования.
Шлюпка рассчитана на сбрасывание в воду с неработающим двигателем при дифференте судна до 10° и крене на любой борт не менее 20°. Шлюпка должна быть достаточно прочной, чтобы, когда она закреплена на спусковом устройстве, выдерживать нагрузку, в 1,5 раза превышающую ее вес вместе с полным количеством людей и снабжения, а также силы, действующие на нее во время спуска свободным падением с полным количеством людей и снабжения с высоты, в 1,3 раза превышающей допустимую высоту.
Дежурные шлюпки.
Дежурная шлюпка должна обеспечивать размещение, по меньшей мере, пяти человек, находящихся в сидячем положении, и одного - в лежачем, на носилках. Длина дежурной шлюпки должна лежать в пределах от 3,8 до 8,5 м. Шлюпки, не обладающие достаточной седловатостью, должны иметь носовое закрытие, простирающееся не менее чем на 15 % их длины. Снаружи и внутри шлюпки закреплены спасательные леера.
фото

 

 

 

 

 

 

  Плавучесть надутой дежурной шлюпки должна обеспечиваться либо одной трубой плавучести, разделенной не менее чем на пять изолированных отсеков примерно равного объема, либо двумя отдельными трубами, объем каждой из которых не должен превышать 60 % их общего объема. В случае повреждения какого-либо одного отсека остальные отсеки должны обеспечивать поддержание предусмотренное к размещению на шлюпке количество людей массой по 75 кг каждый, сидящих в нормальном положении. При этом по всему периметру шлюпки должен сохраняться положительный надводный борт.
Дежурная шлюпка.
Каждый отсек плавучести оборудуется невозвратным клапаном для надувания вручную и спуска, а также предохранительным клапаном.
На нижней поверхности днища и в других уязвимых местах надутой шлюпки предусматриваются усиленные полосы.
Полоски световозвращающего материала наносятся на поверхность дежурной шлюпки так же, как и на спасательную шлюпку.
Дежурная шлюпка должна быть оборудована стационарным двигателем или подвесным мотором. Топливные баки подвесного бензинового двигателя должны быть специально защищены от огня и взрывов. Двигатель должен обеспечивать маневрирование шлюпки при скорости до 6 уз в течение не менее 4 ч.
В снабжение шлюпки должен входить плавучий линь длиной не менее 50 м, обладающий прочностью, достаточной для буксировки самого большого из имеющихся на судне спасательного плота, нагруженного полным количеством людей и снабжения, со скоростью не менее 2 уз.
Дежурная шлюпка должна устанавливаться так, чтобы быть в состоянии постоянной готовности к спуску в течение не более 5 мин. Надутая дежурная шлюпка должна постоянно находиться в полностью надутом состоянии.
Спусковое устройство дежурных шлюпок должно быть оборудовано лебедками с механическим приводом мощностью, достаточной для подъема шлюпки из воды с полным количеством людей и снабжения.
Спасательная шлюпка может быть дежурной шлюпкой при условии, что она удовлетворяет требованиям, предъявляемым к дежурным шлюпкам.
Надувной спасательный плот.
Спасательные плоты получили самое широкое применение в качестве коллективного спасательного средства. Это объясняется рядом достоинств спасательных плотов, прежде всего, надувных:
плот всегда готов к использованию;
он обладает достаточной надежностью;
может быть легко и быстро спущен на воду;
обеспечивает сравнительно хорошую защиту от холода, ветра и морской воды;
на борту судна занимает немного места;
для спуска на воду не нуждается в сложных приспособлениях;
относительно дешев и не требует повседневного ухода при хранении.
Суда, в зависимости от их размеров, назначения и наличия спасательных шлюпок, снабжаются спасательными плотами, вмещающими от 25 до 250 % всех находящихся на судне людей.
Вместимость надувных спасательных плотов составляет от 6 до 45 человек. Плот рассчитан на использование на плаву в любых морских условиях в течение не менее 30 суток. Конструкция спасательного плота позволяет буксировать его со скоростью до 3 уз.
фото

 

 

 

 

 

 


Надувной спасательный плот изготавливается из водонепроницаемого синтетического материала, прорезиненного с двух сторон. Плавучесть плота обеспечивается наличием главных камер плавучести, разделенных не менее чем на два отдельных отсека. Камеры плавучести должны быть расположены так, чтобы при повреждении одного любого отсека неповрежденные отсеки могли поддерживать на плаву всех людей, размещенных на плоту, сохраняя положительный надводный борт по всему периметру плота. Обычно это требование обеспечивается расположением главных камер плавучести одна над другой.
Для наполнения камер плавучести используется углекислый газ, который находится под давлением до сжиженного состояния в стальном цилиндрическом баллоне, закрепленном у края днища плота. При выходе из баллона углекислый газ расширяется и резко охлаждается. Во избежание образования в каналах и шлангах ледяных пробок в углекислый газ добавлено небольшое количество азота.
Объем газа в баллоне рассчитан на наполнение камер при самой низкой температуре окружающей среды, поэтому при нормальной температуре в камерах возникает избыточное давление; для выпуска излишков газа предусмотрены предохранительные клапаны. Каждая камера имеет клапан для подкачки с помощью ручного меха.
Плот имеет надувные дуги - стойки, поддерживающие тент, или центральный пиллерс. Они надуваются одновременно с камерами плавучести от системы газонаполнения.
фото

 

 

 

 

 


Тент с наружной стороны имеет ярко-оранжевый цвет. Вокруг тента спасательного плота наносятся полоски световозвращающего материала. Они также наносятся в форме креста на днище надувного плота. В верхней части тента имеется устройство типа "ласточкин хвост", предназначенное для сбора дождевой воды .Тент должен иметь не менее одного окна для наблюдения за обстановкой. На верху тента установлена лампочка с ручным выключателем, свет которой виден темной ночью в ясную погоду на расстоянии не менее двух миль в течение 12 ч. Огонь может быть проблесковым, в этом случае он должен вспыхивать с частотой не менее 50 проблесков в 1 мин в течение первых 2 ч работы.
В зависимости от числа людей, предназначенных к размещению, плот имеет один или два входа; по крайней мере, у одного входа оборудована полужесткая посадочная площадка. Вход, не оборудованный площадкой, имеет посадочный трап, нижняя ступенька которого находится не менее чем на 0,4 м ниже ватерлинии плота порожнем. Входы закрываются шторками.
Внутри образуемого тентом закрытия, в его верхней части, имеется лампочка с ручным выключателем. Она автоматически загорается после надувания плота и способна непрерывно работать в течение 12 ч.
По наружному и внутреннему периметру плота закреплен леер.
Днище плота прикреплено к нижней камере плавучести. Оно состоит из двух слоев водонепроницаемой ткани, разделенных воздушной прокладкой. В холодную погоду днище поддувается ручным мехом и защищает людей в плоту от холода морской воды. В условиях жаркого климата днище не поддувают; это способствует поступлению прохлады от забортной воды и уменьшает опасность перегревания организма.
С наружной стороны днище плота имеет окраску темного цвета, чтобы оно не привлекало внимание хищных рыб.
К днищу плота прикреплены балластные карманы. Когда плот оказывается в воде, карманы наполняются водой. При наклоне плота карман, поднявшийся выше, тянет вниз, увеличивая остойчивость плота. Кроме того, карманы препятствуют дрейфу плота.
Возле одного из входов в плот закреплен коренной конец фалиня (пускового линя). Его противоположный, коренной конец выведен из контейнера, в который упакован плот, и должен быть закреплен на судне. Фалинь должен иметь длину, равную 10 м плюс расстояние от места его установки до ватерлинии при наименьшей эксплуатационной осадке судна, но не менее 15 м.
Плот снабжен буксирным линем, который используется не только для буксировки, но и для соединения вместе двух или более плотов.
фото

 

 

 

 

 

 


Сбрасывание и раскрытие надувного спасательного плота.
Надувной спасательный плот хранится на судне упакованным в контейнер. Масса плота вместе с контейнером не должна превышать 185 кг. Плот удерживается на подставке найтовом с глаголь-гаком; найтов прикреплен к гидростатическому разобщающему устройству. Коренной конец фалиня (пускового линя), выведенный из контейнера, должен быть закреплен на судне.
Контейнер надувного спасательного плота.
Для использования плота по назначению необходимо освободить контейнер от найтова, отдав глаголь-гак, проверить, закреплен ли на судне пусковой линь, поднести или подкатить контейнер к борту и сбросить в воду.
Для надувания плота нужно выбрать слабину фалиня и резко дернуть за него. Откроется клапан баллона с углекислым газом. Камеры плавучести и дуги наполнятся газом, плот освободится от контейнера и примет свою форму.
фото

 

 

 

 

 

 

 

Надувание плота должно происходить в течение одной минуты при температуре окружающей среды от 18 до 20 оС и в течение 3 мин при температуре -30 оС.
Если найтов не был отдан и контейнер с надувным плотом затонул вместе с судном, то на глубине не более 4 м гидростатическое устройство срабатывает от давления воды и автоматически разобщает плот от судна. Контейнер, имеющий положительную плавучесть, всплывает на поверхность воды.
Сбрасывание и надувание спасательного плота.
Если система газонаполнения не была приведена в действие рывком за фалинь, то она срабатывет при вытягивании фалиня из контейнера на полную длину.
Плот остается соединенным с судном фалинем, разрывное усилие которого, в зависимости от вместимости плота, лежит в пределах от 7,5 до 10 кН. У места крепления на судне фалинь имеет слабое звено. Оно не должно разрываться при вытягивании линя из контейнера, имеет достаточную прочность для срабатывания системы газонаполнения и разрывается при натяжении с усилием 2,2 плюс-минус 0,4 кН, что обеспечивает предотвращение затягивания плота в воду при погружении судна.
Спускаемый надувной спасательный плот. Жесткие спасательные плоты.
фото

 

 

 

 

 

 

Спускаемый спасательный плот удобен тем, что люди садятся в него непосредственно с палубы судна, благодаря чему исключается наиболее опасный этап эвакуации, связанный с прыжками или сходом в воду и входом в плот из воды. Применение спускаемых плотов обязательно, если эвакуация осуществляется с высоты над поверхностью моря 25 м и более.
Конструкция спускаемого надувного плота аналогична конструкции сбрасываемого плота. Спускаемый плот должен выдерживать удары о борт судна и сбрасывание в воду с высоты не менее 3 м, не получая при этом повреждений.
Спускаемый надувной спасательный плот.
Для спуска плота используется поворотная кран-балка, на шкентеле которой закреплен глаголь-гак.
фото

 

 

 

 

 

Жесткие спасательные плоты изготавливаются из металла или пластмассы. Днище плота должно препятствовать проникновению воды, эффективно поддерживать людей вне воды и изолировать их от холода. Плот оборудуется устанавливаемым тентом.
Плот должен безопасно эксплуатироваться независимо от того, какой стороной вверх он плавает, либо иметь такую остойчивость, чтобы легко самовосстанавливаться, либо легко переворачиваться одним человеком.

Документ создан: 08.08.2014 10:57. Изменен: 08.08.2014 10:57

Коллекторная группа для теплого пола в сборе на сайте www.valtec-italy.ru .
valtec-italy.ru