В марте в Москве состоялась расширенная
коллегия Росрыболовства с повесткой дня: «О подведении итогов работы
рыбной промышленности в 2010 году». Подобные мероприятия под
председательством вице-премьера российского правительства, куратора
рыбной отрасли Виктора Зубкова проходят с регулярностью два раза в год, и
в этом году такая коллегия - первая. Участником этой встречи наряду с
другими представителями Мурманской области стал начальник
Баренцево-Беломорского территориального управления ФАР Валентин Балашов,
который и рассказал нашему порталу о её особенностях и ответил на
вопросы редакции.
- Это традиционное, установленное
Росрыболовством, обязательное мероприятие для участников рыбной отрасли
системы ФАР, с участием руководителей ассоциаций и объединений
рыбопромышленников и рыбопереработчиков, крупных отраслевых производств и
руководителей субъектов регионов, - пояснил Валентин Валентинович.
- Итоги прошлого года ведь подводили...
-
Да, перед заседанием коллегии глава ФАР Андрей Анатольевич Крайний
собирал руководителей территориальных управлений, подведомственных
учреждений, с тем чтобы внутри структуры Росрыболовства проанализировать
и подвести итоги работы отрасли в 2010 году. По всем направлениям - от
обеспечения рыбопромышленников качественными государственными услугами, в
первую очередь - по выдаче разрешительных документов различного рода,
до состояния дел внутри ведомства, в том числе и по работе, связанной с
антикоррупционной деятельностью, администрированием нашей системы.
Теперь мы обсудили итоги работы рыбной отрасли в прошлом году на
расширенной коллегии под председательством Виктора Алексеевича Зубкова.
Хочу обратить внимание на качественное изменение в системе
государственного управления рыбной промышленностью нашей страны за 4
последних года. Оно заключается в том, что эти мероприятия сплотили
людей от Дальнего Востока до Калининграда и от Мурманска до Махачкалы.
Начиная от руководителей регионов, их заместителей, курирующих рыбную
промышленность, до чиновников Росрыболовства в Москве и чиновников этого
ведомства на местах.
- Чем эта коллегия отличалась от всех остальных?
-
Это совещание прошло, как говорят спортсмены, на одном дыхании. Взяли
старт и закончили в унисон. Отсутствовало то, что было 4 года назад -
некий окоп между залом и президиумом. Тогда были смысловые перепалки,
перестрелки, противопоставление: мы - вы. Не хватало только выстрелов в
потолок, чтобы прервать эти словесные баталии.
- Но все-таки, наверное, не обошлось без спорных вопросов?
-
Безусловно. Но начну с тех, по каким были единые мнения. Соцопроса,
конечно, не проводил, но, как мне показалось, все участники коллегии
согласились с тем, что за последние годы отрасль вышла на стабильный
путь развития, приобрела динамику в своем движении. Четко расставлены
цели: что надо делать. В первую очередь - выполнять Доктрину
продовольственной безопасности страны, то есть не менее 80% рыбной
продукции на магазинных прилавках должно быть отечественного
производства. Кроме целей, выработаны задачи и механизмы, позволяющие
частному рыбному бизнесу понимать гарантии и перспективы, которые дает
государство и которые обеспечат инвестиции в развитие рыбной отрасли. В
первую очередь это долевой принцип права пользования рыбными ресурсами.
Подчеркну: никто и никогда частным фирмам федеральное добро - водные
биоресурсы в собственность не отдавал. И когда я порой слышу такое
произвольное толкование закона о рыболовстве: у нас, мол, есть своя
квота - вот такая-то. Нет. Есть договор частного бизнеса с государством
на право пользования водными биоресурсами, находящимися в собственности
государства. Большинство рыбаков это понимают. За последние годы
выстроена огромная нормативно-правовая площадка для работы предприятий
рыбной промышленности. Да, может быть, она недостаточно качественна в
каких-то вопросах, ибо не только Росрыболовство занимается
администрированием процессов производственной деятельности предприятий.
Есть и другие ведомства, которые участвуют в этом деле, и порой
возникают какие-то несогласования в подходах. Но в целом она позволяет
участникам отрасли смотреть в будущее с оптимизмом.
- Получается, что на коллегии при обмене мнениями не было спорных вопросов?
-
Может быть, из уст федерального чиновника это звучит самонадеянно, но я
не услышал на коллегии несогласия со стороны рыбаков с действиями
Росрыболовства.
- Какие самые актуальные на сегодня отраслевые вопросы? Об этом говорили на коллегии?
-
Были названы проблемные точки, и это было высказано с трибуны
отдельными выступающими. Например, рыбаки и чиновники понимают, что
необходимо решать вопрос обновления производственных фондов рыбной
промышленности. Очень хорошо выступил на эту тему Герман Зверев,
президент Ассоциации переработчиков минтая. Понимаете, какая сейчас
сложилась странная ситуация: существует общий объем денежных средств,
которые крутятся на рыбном рынке. Из этого общего объема деньги,
получаемые рыбодобывающими и рыбоперерабатывающими компаниями,
составляют всего лишь 20%. А остальные 80% забирают торговля,
перевозчики продукции и посредники. Товарно-жизненный цикл рыбы
начинается с момента попадания ее в трал до момента пробивания товарного
чека покупателем на кассе в каком-либо магазине. Это все деньги за
рыбу. Добытчик несет затраты, потом продает эту рыбу, условно говоря, по
20 рублей за кило. Фирма-посредник, которая ее покупает, потом продает
эту рыбу кому-то за 30 рублей. Ближе к основным рынкам, а они находятся в
Московском регионе, Питерском, в Поволжье, может быть, где-то на Урале и
в Сибири. Я говорю о внутреннем рынке. Дальше эта рыба хранится на
каких-то складах, и там получают от оптовых торговцев деньги за ее
хранение. Рыба еще дорожает. Затем вступают в игру торговые сети. На
коллегии этой теме было посвящено много времени. Говорилось о том, что
сегодня рыбакам приходится платить за «входной билет» на рыбу, чтобы ее
положить на прилавок, о безумных наценках. Именно на этом этапе рыба,
которую флот, продававший ее оптом по цене 20 рублей за килограмм,
начинает стоить уже 120 рублей. Вот эти-то деньги за рыбу, которую
приобретает покупатель, и есть источник модернизации отрасли. Но в
отрасль они не попадают, поэтому сегодня нам есть над чем подумать в
части, касающейся перераспределения доходов от торговли рыбой в сторону
рыбной промышленности. Необходимо, чтобы удельный вес получаемых доходов
от рыбной торговли составлял хотя бы 50%. Тогда эти деньги можно было
бы пускать на обновление основных фондов, строить траулеры, рыбзаводы.
- Понятно, проблему понимают, а пути ее решения кто-то предлагал?
-
Пути решения - совершенствовать законодательство, в частности закон о
торговле, который вышел, но который не работает. Это не претензии друг к
другу, а тема № 1, которая тревожит всех.
- Если бы вернули эти деньги, есть планы, на что их потратить в первую очередь?
-
На судостроение. Дискуссия, которая проходила в последние 2 года, о
том, что суда надо начинать строить в России, не прошла даром ни для
рыбаков, ни для судостроителей. Легкий кавалерийский наскок со стороны
отдельных судостроительных корпораций - мол, мы можем все, давайте уже
квоты раздавать под киль, чтобы суда закладывали у нас, - не возымел
своего действия. Судостроители сейчас понимают, что построить
современный траулер, отвечающий требованиям рыбаков, в нашей стране
очень непросто. С другой стороны, и рыбаки поняли, что при всем
консерватизме и неготовности российского судостроения к строительству
современных траулеров все равно надо стараться загружать национальную
рыбную промышленность хотя бы на стадии строительства корпусов. А
насыщаться зарубежным оборудованием, которое в России не производится,
или перегонять корпуса за рубеж и там доводить до ума.
- Вы считаете, это будет экономически целесообразно?
-
Дело не в этом. Ну нет у нас в России сегодня современного оборудования
на уровне мировых стандартов. Невозможно поставить и рыбофабрику такую,
какие есть в Германии и Дании. Не было никогда такового и в советское
время.
- Расскажите, пожалуйста, про идею повышающего квотного коэффициента для тех, кто строит суда на отечественных верфях?
-
Сильные добывающие компании, которые построили траулеры на российских
судостроительных заводах, при заключении следующих договоров на
пользование водными биоресурсами в 2018 году получат больше ресурсов,
чем те, кто палец о палец не ударил при работе в этом направлении.
- За счет кого?
- За счет тех, кто вообще ничего не строит.
-
Почему те компании, которые не имеют новостроя, но обладают
жизнеспособными судами, которыми выбирают свою квоту, должны пострадать?
-
Я на коллегии задал вопрос руководителям компании «Робинзон»: какие у
вас были еще мотивы, кроме здорового отраслевого патриотизма, строить
супертраулер? Пусть в Сингапуре, но они все-таки строят, вкладывают свои
частные ресурсы, может быть, берут кредиты в банке. Они ответили:
только экономика. Зачем держать три старых парохода, когда можно
построить один современнейший, который заменит эти три? Сейчас идет
обмен мнениями, люди спорят, дискутируют, и это нормальный здоровый
процесс. Никто не говорит, что все предлагаемое государством - ерунда.
Все понимают: те, кто строит, имеют возможность получить больше
ресурсов, чем они имеют. А это лучшая экономика. Те, кто не строит,
наверное, будут доказывать, что делать это не надо. Они на пароходах
образца 1978 года по проектам еще начала 70-х годов могут еще 30 лет
проработать, пока вообще их не потопят.
- Но в той же Норвегии говорят, что если суда периодически модернизировать, они могут сотню лет ходить.
-
Конечно, если корпус строили из высококачественной стали, его можно
эксплуатировать и 100 лет. Но то, что в нем, это уже экономика: главный
двигатель может на старом судне при одном и том же вылове сжигать 16
тонн топлива в сутки, а на современном - 8 тонн, а это деньги, которые
будут перетекать в затраты, стоимость рыбы. Фабрика может морозить 30
тонн, а может - 120 тонн рыбы. Сама фабрика, как технологическая машина,
может делать филе и упаковывать в коробочку, или же там будут стоять
рыбаки и делать все руками. Это все затраты. Мы сегодня по затратам
начинаем превосходить наших норвежских соседей по некоторым видам
биоресурсов.
- Так они, наверное, и раньше были выше?
-
Раньше они не могли быть выше по определению, потому что в 90-е годы у
нас зарплаты были маленькие, а топливо - сравнительно дешевое. И еще
масса нюансов. Но сегодня страна вливается в европейскую экономику, и
просто нельзя на старом оборудовании производить дорогостоящую
продукцию.
- На каком законном основании кто-то может
отобрать у судовладельца часть квоты, если он ее на протяжении
10-летнего периода выбирал, пусть и на старом судне?
-
Рыба, выловленная в море, - это федеральная собственность, за
исключением той, что выращена искусственно. Государство заинтересовано в
том, чтобы все отрасли были современными, поэтому оно имеет право и
обязано создавать условия, благоприятствующие развитию сильных и
современных компаний. Повторяю, квоты не принадлежат частным фирмам, и
если те не хотят развиваться, быть конкурентоспособными на мировом
рынке, то государство вправе эти фирмы права пользования квотами лишить.
- После заседания коллегии в Москве прошло заседание Северного научно-промыслового совета. О чем там шла речь?
-
Подвели предварительные итоги мойвенной путины и оценили текущий
результат как положительный. По состоянию на 16 марта вылов составил
86%. Путина продлится до первой декады апреля, и мы очень рассчитываем,
что наши рыбаки возьмут больше 90% квоты. Это отличный результат в
сравнении с прошлыми годами. Причина успеха в том, что мы раскачали
рынок. В том числе и силами Росрыболовства, которое активно использовало
рычаги социальной рекламы.
- То есть рыбаки увидели сбыт и были заинтересованы в выборе всей квоты?
-
Да, но сбыт сам по себе не появляется. Проблемы рыбаков Северного
бассейна в том, что у них нет серьезных оптово-торговых организаций,
таких как Севрыбсбыт прежних времен. Таких, которые, с одной стороны,
могли бы рекламировать рыбную продукцию на внутреннем рынке, а с другой
стороны - держать достойную цену, с тем чтобы максимальное количество
денег возвращалось в рыбную промышленность. Когда у нас сотни мелких
посреднических компаний, покупающих по несколько тысяч тонн рыбы, их
задача продать ее по любой цене. А маржа остается в торговле. Весь навар
остается у торгашей, я бы так сказал. Создать Севрыбсбыт могут только
рыбаки. Поэтому третьей темой, которая обсуждалась на коллегии, была
слабая организация рыбацкого лобби в сравнении с другими отраслями.
Очень много некоммерческих союзов, ассоциаций, объединений. Выступающими
была высказана мысль об объединении всех их в одну серьезную
общественную отраслевую организацию, в которую бы вошли все сектора
рыбной промышленности. С тем чтобы можно было в цивилизованном смысле
слова лоббировать соответствующие законы. Тогда можно будет и с
торговлей иначе разговаривать. Сегодня рыбная промышленность
раздроблена, а торговля ворочает огромными деньгами. Годовой торговый
оборот в России 8 трлн рублей по всем товарам. Вы представляете, какой
ресурс воздействия при продвижении нормативно-правовых актов?
Четвертая
тема, обсуждаемая на коллегии, была посвящена неадекватным карательным
мерам контролирующих органов, применяемым порой к рыбакам за малейшее
нарушение. Приводился пример, когда за 10 ящиков неучтенной рыбы у
рыбопромышленника конфисковали судно. Такие вещи абсолютно несовместимы с
цивилизованной экономической политикой. Зачем тогда судовладельцу
строить новый траулер, когда его при малейшей провинности могут
конфисковать? Коллеги призывают, и я с ними совершенно согласен, карать
за мелкие нарушения больше рублем.
Источник: ИА Nord-News
Документ создан: 30.03.2011 11:21. Изменен: 30.03.2011 11:21